"Прекратите воровать мечты!"

(ЗАЧЕМ НУЖНЫ ШКОЛЫ?)

Автор книги Сет Годин

Разделы 31 - 35.

31. Сомнения и уверенность

Промышленная природа школы требует, чтобы мы обучали наверняка. Чему-то, что можно проверить. Чему-то неоспоримому. В конце концов, если какие-то темы обсуждаемы, то кому их обсуждать? Нашим школьникам. Но школьники ходят в школу не для того – они ходят туда, чтобы быть обращенными в некую веру, чтобы принимать и покоряться.

В то же время, именно сомнения лежат в основе нашей новой общественной, научной и профессиональной жизни. Мы подвергаем сомнение статус-кво, заявления маркетологов и политиков; нас интересует, что будет дальше.

Новая школа обязана прививать способность сомневаться в разумных пределах: сомневаться не бездумно и параноидально, а опираться в своих сомнениях на доказательства, как это делают ученые, и на причинно-следственные связи, как это делают умелые спорщики.

Промышленные декорации школы захламляют мыслительное пространство, и сомнению места не остается. Рабочему на конвейере не положено оспаривать дизайн автомобиля. Мелкому служащему страховой компании не положено предлагать новые идеи для работы с клиентами.

В постиндустриальную эпоху, тем не менее, лучшая работа и настоящий прогресс светят лишь тем, кто обладает уверенностью и опытом применения научного метода – метода ставить под сомнение идеи существующих авторитетов и изобретать новую – лучшую реальность.

32. Есть ли разница между чтением поэзии и игрой в квача?

Философ Иеремия Бентам полагал, что если дети в равной степени наслаждаются игрой в квача и чтением поэзии, то эти занятия равноценно полезны.

Джон Стюарт Милль считал иначе: «Лучше быть неудовлетворенным человеком, чем удовлетворенной свиньей; лучше быть неудовлетворенным Сократом, чем удовлетворенным глупцом. И если глупец или свинья считают иначе, то только лишь по той причине, что ознакомлены исключительно со своей стороной вопроса».

Здесь я полностью поддерживаю Милля. Одна из вещей, для которой существуют школы, это обучать детей понимать и ценить идею интеллектуализма, развиваться во что-то отличное, большее, чем однозадачная деталь промышленно-государственного механизма.

К моей радости, нынешняя экономика поддерживает такую точку зрения. Простейшие навыки и дешевые удовольствия (хлеб и зрелища) долго оставались в порядке вещей, но сейчас их уже недостаточно для того, чтобы удовлетворить массы. Простейших навыков уже не хватает для продажи зрелищ массам.

Различия между этими путями видны еще больше, потому что сейчас людям есть из чего выбрать. Каждый может тратить свободное время на то, чтобы становиться умнее, мотивированнее, обеспокоеннее, а может – закрыться, выпасть из жизни и развлекаться тупейшим образом. Одни и те же устройства позволяют получать от интернет-эфира и первое, и второе, потому люди в своем выборе отталкиваются от того, какое из них способно быстро развивать в соответствии с ожиданиями учителей и стандартами сверстников.

Можно учить детей заниматься поэзией, писать стихи, нуждаться в поэзии – а можно обойтись малой кровью и остановиться на игре в квача, YouTube и фотографиях котиков в интернете.

33. Кто привьет смелость?

Революция связей в первую очередь вознаграждает тех, кто готов сотрудничать, выделяться и ставить на все, в чем видится возможность.

Можно ли привить рисковость? Конечно, можно. Это могут делать наставники, родители, отличные преподаватели музыки и сама жизнь.

Отчего же ее не прививают в месте, куда мы ежедневно отправляем наших детей?

Отвага в школе не поощряется, а совсем наоборот. Весь этот институт основан на подавлении индивидуальных проявлений смелости, и всякий раз от тех, кто все же смог прорваться в жизни, мы слышим, что смелость они воспитали в себе не благодаря школе, а вопреки ей.

Гарвардская Бизнес-школа выпускает гораздо больше бизнес-консультантов, чем самодостаточных предпринимателей. Ральф Лорен, Дэвид Гиффен и Тед Тернер так и не окончили колледж, поскольку видели возможность достичь настоящего успеха в чем-то другом.

34. Ответственность

Школа Садбери Вэлли была основана во времена движения хиппи и вот уже в течение 40 лет сохраняет независимый статус. Вот, что написано в их ознакомительной брошюре:
«Нам всегда казалось, что ответственность означает ответственность каждого человека за самого себя. Вы и только вы принимаете решения, и вам с этими решениями жить. Никто не должен думать за вас, как никто не должен оберегать вас от последствий совершенных вами действий. Мы считаем, что это важно, если вы хотите быть независимыми, отвечать за себя и быть хозяином своей жизни.»

Пусть эти слова звучат банально или надуманно – но что если в них есть правда? Что если это не витрина, а настоящий фундамент, на котором строится школа, какой вы хотите ее видеть? А именно на этом она для них и строилась.

Учащиеся ищут помощи преподавателей, когда им это действительно нужно. Играют в футбол, если им этого хочется. Принимают на себя ответственность за то, что делают и чему учатся – с шестилетнего возраста. И это работает.

Если смотреть на школу как на место, где тебя поощряют и говорят тебе правду, место, где учащиеся ищут то, к чему им хочется стремиться, и достигают своих целей, то такая школа не будет признана, потому что мы не привыкли так на нее смотреть: в привычной нам школе всего этого нет.

35. Отказ от возможности стать великими как уход от ответственности

Величие пугает, потому что вместе с величием приходит ответственность.

Если вы способны отрицать свой талант, если вы способны скрывать его от окружающих, или, более того, убеждаете себя в том, что никакого таланта у вас нет, вы уходите от ответственности.

Уход от ответственности – ключевая составляющая предложения школы как промышленной организации. Она позволяет родителям снять с себя ответственность за обучение детей. Она позволяет педагогам снять с себя ответственность, потому что программа предопределена, а полученные по ней знания легко проверить. И она снимает ответственность с детей, поскольку их путь четко размечен, и карта маршрута есть у каждого из них.

Придерживаясь маршрута, подавая документы в колледж через кабинет профориентации, получая работу по распределению, вы уже не отвечаете за свое будущее.

Вечные соискатели, растерянные работники, чья карьера застопорилась, растерянные учащиеся с большой академической задолженностью всегда говорят одно и то же: «Я делал, что мне говорили, а теперь застрял, и в этом нет моей вины».

Мечты и шанс стать великими – вот, от чего они отказались в пользу этого отрицания. Сойти с проторенной дорожки означает взять на себя ответственность за то, что произойдет дальше.

Поскольку промышленная система образования выделяет даже тех, кто оступается на этой дорожке, то что уж говорить об инакости тех, кто готов подать голос, объединять и вести за собой людей. Такие видны в первую очередь потому, что они отказываются идти на поводу.

Ребекка Чепмен, редактор литературного раздела нового онлайн-журнала «Нью Инквайери» сказала однажды в интервью «Нью-Йорк Таймс»: «Всю свою жизнь я делала то, что мне говорили. Я ходила в какую надо школу. У меня были действительно хорошие оценки. Я попала на все важные стажировки. А потом я уже была не в состоянии что-либо делать».

Единственное, что удивляет в этом утверждении – то, что есть люди, которым оно кажется неожиданным.

Ребекка Чепмен осваивала профессию, успешно выполняла все поставленные перед нею задачи. Более шестнадцати лет она провела на самой верхушке системы – училась в лучших учебных заведениях – но при этом делала то, что ей говорили.

К сожалению, никто не будет платить ей за выполнение заданий. А без четкого плана ей сложно найти работу, для которой она квалифицирована.

Компетентных работников много, а задач – мало.

Питер Тиль попал на первые полосы газет, когда заявил, что готов платить студентам за непосещение колледжа, если вместо него они начинают свое дело. И это работает в последнюю очередь благодаря нежеланию ходить на занятия и в первую – благодаря тому, что эта программа привлекает решительную молодежь, готовую отвечать за себя самостоятельно. Образование не представляет собою проблемы, пока оно служит буфером, оберегающим от окружающего мира и риска поражения.

Бесплатный хостинг uCoz