"Прекратите воровать мечты!"

(ЗАЧЕМ НУЖНЫ ШКОЛЫ?)

Автор книги Сет Годин

Разделы 36 - 40.

36. Школа уничтожает мечты вместо того, чтобы подпитывать их

Ежедневно ─ с первого и до последнего дня – наши преподаватели и школьные администрации, а также, да-да, большинство родителей хотят поступить как лучше, а получается как всегда.

У нас благие намерения.

Мы легко расстраиваем детей.

Мы убеждаем себя, что просто реалистично смотрим на вещи.

Мы хотим, чтобы учащиеся получили профессию, которая будет их кормить – место у конвейера на случай, если их глупые мечты не осуществятся. А затем, боясь навредить еще больше, мы принуждаем их распрощаться с мечтами и сосредоточиться на работе. На работе с начальником, кабинетом, кондиционированием воздуха и картой, где расписаны все последующие действия. На работе со службой безопасности, сотрудниками, служебными инструкциями и отрицанием собственной ответственности.

А если работы не будет?

Если так старался, а вышло, что зря?

Ай.

37. Проклятие почасовой оплаты

Фредерик Тейлор в ответе за многое из того, что вас окружает. Будучи отцом научной организации труда (далее ─ НОТ), он слишком буквально воспринял Фордовскую модель массового производства и стал впоследствии голосом конвейерной промышленности и индустриальной эпохи.

Вооружившись секундомером, Тейлор измерил все. И пришел к двум выводам:

Взаимозаменяемые рабочие крайне необходимы эффективному производству. Нельзя остановить конвейер из-за неявки одного человека. И чем больше работы, требующей минимальной квалификации, тем проще найти дешевую и покладистую рабочую силу, которая будет следовать инструкциям.

Отдельные люди, работающие параллельно, эффективнее команд. Разбейте любой производственный процесс на мельчайшие из возможных единицы, давайте одному и тому же человеку одну и ту же работу день за днем и замерьте его эффективность.

Естественным образом этот подход порождает фундаментальное отличие между рабочими на окладе и теми, кто работает почасово. Когда вы работаете почасово, организация как бы говорит вам: «Я могу покупать твое время по часу за раз и всегда могу заменить тебя кем-то еще». К почасовым служащим применялась сегрегация, к ним применялись отличные от прочих законы о труде, и они практически никогда не дорастали до руководящих должностей.

Конечно же, школы сосредоточены на выпуске почасовых рабочих, поскольку именно они требовались создателям школ, причем в больших количествах.

Обратите внимание, насколько безжалостно преуменьшает школа групповую работу. Все задания разбиты на мельчайшие составляющие или этапы. Школа ничего не делает для междисциплинарной координации преподавания. При этом преподаватели зачастую разделены, поскольку подчиняются разным кафедрам или подразделениям. И, что самое важное, она неумолимо измеряет – на уровне каждого отдельного учащегося – и подвергает повторной обработке тех, кто хоть сколько-нибудь не соответствует минимальным принятым стандартам.

Все эти тенденции прямо отражают то, что происходило на заводах и фабриках в 1937 году.

Конечно, со временем бизнес в США развился в нечто гораздо менее драконовское, чем семьдесят лет назад. Компании придерживаются общественного договора (часто недекларируемого). Профсоюзные движения и общественный резонанс привели к тому, что покладистость и трудолюбие могут обеспечить почасовому рабочему пожизненную занятость, вплоть до выхода на оплачиваемую пенсию.

Тем не менее, в последние двадцать лет под давлением конкуренции и акционеров социальная ответственность испарилась из списка приоритетов компаний, и все, кто так или иначе был занят в производстве, вернулись к гораздо более выхолощенной форме тейлоризма. И ─ нет, Walmart, Target и Best Buy не «создают хорошие рабочие места» в Бруклине, где они строят огромный торговый центр. Они создают рабочие места с почасовой оплатой и без шансов на продвижение. Как так получается? Основание этой пирамиды невероятно широко, тогда как высотой она не отличается: на одного управляющего с хоть какой- нибудь способностью принимать решения приходятся тысячи рабочих и служащих.

По всему миру на Walmart работает два миллиона человек, и из них едва тысяча определяет политику и занимается хоть сколько-нибудь творческой работой. Большую часть остальных составляют сотрудники с почасовым окладом, которых очень легко заменить в кратчайшие сроки.

В основе нашей экономики вновь находится то, в чем школы преуспели наиболее: пользоваться услугами людей, выполняющих разрозненные части работы.

Такой подход не сулит нашей экономике ничего хорошего: это всего лишь протоптанная дорожка, единственная доступная для учащихся, переживших традиционный процесс промывания мозгов. Если мы будем и дальше выпускать таких рабочих и служащих, мы будем просто расширять основание пирамиды, увеличивать долю дешевых и непривлекательных рабочих мест на рынке труда.

38. Научная организация труда – научная организация обучения

Никогда не существовало единственно верного пути, отточенного метода, пошагово расписанного подхода к производству.

Но в индустриальную эпоху научная организация труда предложила нечто вполне очевидное: засечь, сколько времени занимает производство чего-либо, попытаться изменить способ производства и посмотреть, вышло ли ускорить или улучшить результат. Повторить.

Фредерик Тейлор был прав: мы способны резко увеличить продуктивность производства, если обмерим и систематизируем процессы на сборочном конвейере. Его метод стал стандартом для всех сборочных конвейеров, от которых требовалось повышение продуктивности (и, соответственно, конкурентоспособности).

Берите деталь левой рукой, а не правой. Добавьте света. Установите рабочую поверхность пониже. Штампуйте по шесть единиц в минуту, не больше и не меньше.

НОТ изменила мир до неузнаваемости. И, несомненно, благодаря ей продуктивность возросла.

Развитие научной организации труда только усилило потребность в покладистых и квалифицированных фабричных рабочих – людях, обладающих достаточными навыками и самоконтролем, чтобы выполнять требуемые от них действия.

Потому не удивительно, что школы взяли на себя обязанность выпускать будущих рабочих, обладающих двумя характеристиками: навыками и самоконтролем. Конечно, на самом деле, это никакой не самоконтроль, а внешний контроль. Готовность подчиняться внешним требованиям и соответствовать им.

От этого – от желания выпускать податливых рабочих – всего один шаг до научной организации обучения.

Научная организация обучения использует те же техники, что и научная организация труда. Измерять (тестировать) всех. Почаще. Вычислить, что надо давать на вход, чтобы получать пригодный для контроля выход. Если выход протестировать непросто, игнорировать его.

Ошибкой было бы полагать, что научная организация образования не работает. Она работает. Она дает на выходе то, что можно тестировать и контролировать.

К сожалению, нам далеко не всегда нужно то, что протестировать просто.

39. Куда делась хорошая работа?

Подсказка: та работа, что была раньше, та, которую мы ассоциируем с распределением и пенсиями – то есть та, к которой нас готовила школа – больше не существует.

В 1960-м году в первую американскую десятку создателей рабочих мест входили: GM, AT&T, Ford, GE, U.S. Steel, Sears, A&P, Esso, Bethlehem Steel и IT&T. Восемь из них (то есть за исключением Sears и A&P) предлагали достойную зарплату и долгосрочную карьеру трудолюбивым людям, которые умели что-то делать руками. Легко было проследить, как обещания о продвижении и социальной ответственности выполнялись, особенно в отношении «хороших учеников», которые продемонстрировали способность и готовность стать частью системы.

На сегодняшний день в эту первую десятку входят: Walmart, Kelly Services, IBM, UPS, McDonald's, Yum (Taco Bell, KFC и прочие), Target, Kroger, HP, и The Home Depot. Из них лишь две компании (две!) предлагают путь, подобный тому, который предлагало большинство компаний пятьдесят лет назад.

Работники закусочных всех стран, объединяйтесь!

Есть альтернатива: что произойдет, если у Apple появится еще десять братьев-близнецов? Что произойдет, если случится бум новых технологий в областях энергетики, связи, медицины? Хорошая работа в будущем не означает работу за конвейером на гигантские корпорации. Всем будут нужны люди, готовые прокладывать свой маршрут вне зависимости от того, на кого они работают.

В будущем нас ждут рабочие места двух категорий: подавляемые сборщики дешевых товаров массового потребления и уважаемые создатели чего-то невиданного.

Углубление раскола между теми, кто «гонит на дно», и теми, кто стремится к вершине, приведет к тому, что мы будем скучать по былому соотношению «1/99».

Практически каждая компания, которая может позволить себе не привязываться к местности, изо всех сил старается не привязываться к одной местности. Это значит, что колл-центры, упаковочные цеха, сборочные конвейеры и центры обработки данных переносятся туда, где рабочая сила стоит дешевле. Туда, где рабочие попокладистее.

Станут ли такими рабочими ваши дети, или школьники из вашего городка?

Второй путь – путь к вершине – доступен лишь немногим – тем, кто научился подходить к работе как к искусству, или просто быть незаменимыми. Это люди, которых нанимают, потому что они того стоят, потому что они привносят озарение, творчество и инновации, которые на дороге не валяются. Редкие умения в сочетании с еще более редким отношением всегда гарантируют работу и хороший заработок.

Художник – это кто-то, кто привносит в работу новое, и делает это со щедростью; кто-то, кто своей работой делает окружающих лучше. Художники придумывают новые программы страхования, диагностируют болезни, которых кто-то другой не заметил бы, предвидят будущее.

Незаменимые – это те, без кого нам не обойтись, кто-то, кого нам будет не хватать. Незаменимые продуцируют столько энергии и жажды движения, что вещи не стоят на месте.

К сожалению, большинство художников и незаменимых людей становятся таковыми вопреки школе, а не благодаря ей.

Будущее нашей экономики в руках нетерпеливых. Незаменимые, художники и ученые, которые отказываются ждать найма и делают что-то своими руками, создают свою собственную стоимость, производят что-то, за что остальные с радостью готовы заплатить. И они будут делать так хоть самостоятельно, хоть по найму.

Путь из промышленного лабиринта, в котором мы оказались, могут проложить лишь те, кто способен мечтать.

40. Чему учит FIRST

Это самое значимое в мире состязание в области робототехники привлекает сотни тысяч детей к участию в национальном конкурсе по созданию боевых роботов и прочим техническим развлечениям.

В 2011 году в нем приняло участие более 300 тысяч учащихся; конкурс поддержало более 50 тысяч преподавателей. Недавнее исследование конкурса показало, что в дальнейшем участники выбрали следующие пути академического и профессионального развития:

  • В три раза чаще своих сверстников выбирали инженерную специализацию.
  • Более чем в десять раз чаще сверстников проходили практику или сотрудничали с какими-либо организациями уже на первом году учебы в вузе.
  • Значительно чаще получали последипломное образование.
  • Более чем в два раза чаще строили карьеру в области науки и техники.
  • Более чем в четыре раза чаще выбирали карьеру инженера.
  • Вдвое чаще других принимали волонтерское участие в делах сообщества.

Когда вы мечтаете создать самого лучшего робота из всех, вы будете искать пути добиться своего и будете работать в команде. Когда вы мечтаете о том, чтобы оставить след в истории, гораздо проще преодолевать препятствия.

Магия FIRST заключается не в том, что дети на практике изучают устройство конденсаторов, зато она чуть ли не полностью заключается в том, что дети работают в команде, мечтают и, что самое главное, не боятся своих ожиданий. FIRST – это движение, поощряющее коммуникацию и влечение к науке.

Бесплатный хостинг uCoz