"Прекратите воровать мечты!"

(ЗАЧЕМ НУЖНЫ ШКОЛЫ?)

Автор книги Сет Годин

Разделы 26 - 30.

26. Школа как договор о приверженности

В 1943 году Фридрих Кесслер опубликовал в «Коламбия Ло Ревью» статью, в которой описал новый вид [общественного] договора, характерный для индустриальной эпохи. В отличие от договоров, заключаемых в индивидуальном порядке, договор о приверженности – это массовый договор, при заключении которого потребителю фактически говорят: «Не нравится – не берите».

Например, промышленники считают, что если потребитель приобретает то или иное ПО, телефон или автомобиль, то он автоматически соглашается на условия, так или иначе сопряженные с использованием приобретенного продукта. Вот, что об этом писал Кесслер (здесь мы передаем привет Доку Сирлзу*:
«Развитие крупных предприятий, массового производства и массового распространения продукции неизбежно приводит к появлению нового договора с потребителем – стандартизированного массового договора. Стандартизированный договор начинает использоваться при купле-продаже каждой единицы определенного продукта с того момента, как производитель утверждает содержание такого договора. При этом индивидуальные характеристики сторон, которые зачастую должны отражаться на содержании договора, не принимаются во внимание. …Сегодня среднестатистический договор отражает безличность рынка. …Удобство таких договоров было доказано в бизнесе, связанном с перевозками, страхованием и банковскими услугами, и потому их стали практиковать в других отраслях предпринимательства – как на национальном, так и на международном уровне – и трудовых отношениях.»

Школа предлагает такие же условия сделки. Каждый ученик, входящий в государственное учебное заведение, по умолчанию заключает договор о приверженности (то же верно и для их родителей или опекунов). В Техасе такой договор включает в себя меры наказания вплоть до денежных штрафов для учеников старше девяти лет, причем, если они не оплачивают их до достижения 18 лет, им может грозить тюремное заключение.

Драконовские, варварские методы довольно неплохо иллюстрируют то, что красной нитью проходит по всему, что касается школьной жизни. Подтекст ясен: «У нас тут куча детей. Чем больше детей, тем больше вопросов на повестке дня. Так что будет или по-нашему, или никак».

Ровно то же самое старший смены сказал бы рабочему за конвейером. А вот меценат талантливому художнику такого не сказал бы.

27. Решение

Мы не просим учеников принять решение об активном участии. Мы заключаем с ними договор о приверженности и просто ставим их перед фактом: вот информация, вот домашнее задание, вот контрольная.

Что в этой схеме отсутствует? Заинтересованность. Вы хотите это изучать? Вы захотите по-настоящему хорошо в этом разбираться?

Истина проста: успеха в своем деле добиваются только те, кто этого хочет. Великие ораторы, музыканты, писатели и врачи потому и становятся великими, потому что в какой-то момент они сделали выбор.

Почему же мы совершенно не принимаем во внимание важность такого выбора?

28. Инстинкт прятаться

Как и все животные, люди обладают выдающейся способностью прятаться от того, что их пугает.

Во имя воспитания покладистости и одновременной обработки миллионов школьников среднее образование поставило этот инстинкт себе на службу. Сердцем промышленности является власть: власть фабриканта над рабочими, власть закупщика над поставщиком, власть торговца над потребителем.

Если перед школьной администрацией стоит задача внушить нечто тысяче детей одновременно, то она берет на вооружение наиболее действенные методы. А если принять во внимание, что перед нею стоит задача воспитывать покладистых граждан, то таким наиболее действенным методом становится страх.

Миндалевидные тела, которые также иногда называют ящеричьим мозгом, ─ это области головного мозга, ответственные за страх. Они активизируется при переживании сильного стресса. Они испытывают ужас перед змеями. Они заставляют наше сердце биться чаще во время просмотра фильмов ужасов и глядеть в пол при общении с какими-либо власть имущими.

Таким образом, кратчайший путь к воспитанию покладистости – это не убеждение, не расписывание альтернатив, не предложение решения. Нет, кратчайший путь – это внушение страха, активирование миндалевидных тел. Делай то-то, а то над тобою будут смеяться, тебя исключат, расскажут о твоих проступках родителям, посадят в угол. Делай то-то, а то получишь плохую отметку, будешь отстранен от занятий, станешь никем. Делай то-то, иначе будут неприятности.

Когда страх уже внушен, его поддержание требует малозатратных методов. Учителю, которого боятся ученики, достаточно просто взглянуть на детей, чтобы навести в классе порядок.

Но промышленной школе и этого мало. Она пошла дальше, чем наведение порядка в аудиториях. Страх используется для напоминания школьникам о том, где их место, для поддержания статус-кво, для предотвращения возмущений. Страх играет ключевую роль в планировании карьеры, в академической деятельности – даже в межличностных отношениях. Страх царит даже в кабинете консультанта по профориентации.

Все просто: приспосабливайся, а то в хорошую школу не попадешь. Без хорошей школы тебе не видать хорошей работы и, следовательно, хорошей жизни. И в личное дело запись внесут, если не будешь слушать, что тебе говорят.

Когда-то много лет назад мне и пятерым моим приятелям довелось присматривать за полутора сотнями пятиклашек в течение выходных, в Канаде. Они так шумели, что и слова было не разобрать. И тут меня осенило: все, что нужно было сделать – просто сказать им: «вам снизят оценку», ─ и они тут же стали вести себя как шелковые. Не было ни оценок, ни наград, но малейшей угрозы оказалось достаточно.

Вместо создания рынка общественных отношений, благодаря которым люди могли бы расти и развиваться, школа уничтожает индивидуальность, стрижет всех под одну гребенку, декларируя при этом стремление к повышению стандартов.

29. На обратной стороне страха ─ увлеченность

В педагогическом арсенале есть всего два орудия, и простейшее из них – страх. Страх легко пробудить и поддерживать, но это тактика выжженной земли.

Второе орудие – увлеченность. Если ребенок увлекается динозаврами, бейсболом или геологией, то он будет заниматься этим без принуждения. Он будет стремиться узнать побольше и, что еще лучше, учиться самостоятельно мыслить.

Увлеченность способна победить страх – страх поражения, неудачи, насмешек.

Проблема в том, что индивидуальную увлеченность сложно оценить. Сложно вписать в промышленную модель, сложно предсказать. Она плохо поддается распространению в больших группах людей. Конечно, несложно завести людей, пришедших поддержать своего кандидата, а толпу на стадионе – еще проще. Но источником увлеченности, способной воплощать мечты и менять мир, должен быть каждый отдельный человек, а не некий всеобщий кумир.

30. Наша культура пронизана духом массового производства

За всю историю человечество не знало более резкой и всеобъемлющей перемены во всех аспектах общественных отношений – торговых, здравоохранительных, цивилизационных – чем те, что принесла с собою индустриализация.

Вокруг нас все настолько пропитано ею, что мы принимаем ее как данность, как нечто неизменное и предопределенное. Но нам необходимо взглянуть на нее со стороны, чтобы уяснить, каким образом она повлияла на становление мира, в котором мы живем.

Всего за несколько поколений общество отошло от разобщенности к централизованности. Для того чтобы изменить лицо планеты, потребовалось одновременное воздействие нескольких факторов:

Изменение инфраструктуры, включительно с повсеместным строительством дорог, трубопроводов, городов, коммуникаций и т.д.

Изменение государственного устройства, которое предполагало возможность корпораций участвовать в политических процессах, лоббировать свои интересы и извлекать выгоду из инвестиций в политическую конъюнктуру. «У корпораций прав не меньше, чем у граждан».

Изменения в системе образования, включительно со всеобщей грамотностью, планы по развертыванию мировой торговли и, в особенности, воспитание инстинкта подчинения гражданской (в противовес государственной) власти.

Ничего этого не могло бы произойти, имей место массовые протесты. Но оказалось, что внедрить, а затем и научить повиновению в рамках корпоративной и образовательной систем достаточно просто. Оказалось, что постановка на промышленные рельсы обучения многих миллионов граждан была абсолютно естественной и впоследствии стала цикличным процессом: послушные учащиеся превращались в послушных учителей, которые могли готовить еще более послушных учащихся. Мы просто этому попустительствуем.

Эта система была прибыльной и эффективной с самого начала, и все ее участники старались выжать из нее побольше: больше возможностей для лоббирования, больше взаимодействия с политической конъюнктурой, больше послушания. Всего 150 лет индустриальной эпохи оказалось достаточно для того чтобы изменить мировоззрение всех людей на планете.

От того, насколько идея послушания сочетается с потребностью в образовании, зависела успешность этого процесса. Нам требовались образованные рабочие, и воспитание в них послушания облегчало образовательный процесс. В то же время нам требовались послушные рабочие, и образовательный процесс закреплял требуемую нам привычку к послушанию.

С тем, как индустриальная эпоха отходит в прошлое и замедляется рост, нам предстоит решить следующую задачу: научиться воспитывать независимых, творческих людей, не боящихся новых решений. Старые методы не сработают: невозможно обучить увлеченности через послушание. Орудие, которое обращается к миндалевидным телам в нашем мозге, нам на этот раз не поможет.

 

* - Американский журналист и колумнист, давнишний апологет открытого программного обеспечения, род. В 1947 году.

Бесплатный хостинг uCoz