"Прекратите воровать мечты!"

(ЗАЧЕМ НУЖНЫ ШКОЛЫ?)

Автор книги Сет Годин

Разделы 21 - 25.

21. Две наклейки на бампер

Первая из них вызывает только неприятные мысли о своем владельце и чаще всего ее можно увидеть на новых дорогих автомобилях в окрестностях моего города. Написано на ней следующее: «Сократите налоги на образование».

Эти водители/избиратели/налогоплательщики в свое время бросили школу, или их дети уже выпустились и/или они просто законченные эгоисты. Ни один из этих вариантов не внушает мне оптимизма касательно нашего с вами будущего.

А могла бы быть и другая наклейка на их бамперах, да только я что-то ни разу такой не видел. На ней было бы написано: «Пусть школы будут другими».

Думаю, если б мы следовали второму из упомянутых слоганов, несуществующему, то, может, к чему- нибудь и пришли бы.

Школы принадлежат родителям и их детям, то есть тем, кто за них платит, и тем, для кого они были придуманы. Они принадлежат также и сообществу – взрослым, которые будут работать и жить рядом с выпускниками этих школ.

Слишком часто всем им говорят, что школа – это такой автономный механизм, автоматизированный и запрограммированный заранее; школа слишком велика, чтобы менять ее, и слишком важна, чтобы лезть в ее дела.

Что ж, первым изменился мир. Теперь самое время и школам последовать его примеру.

22. Мы живем в эпоху революции связей

Еще немного, и мы могли бы смело назвать происходящее интернет-революцией. В самом деле, период, отмечающий окончание индустриальной эпохи и начало чего-то нового, в конечном счете, характеризуется именно связями.

Промышленная революция заключалась не в изобретении производства, а в выходе производства на такой уровень, на котором оно изменяло вслед за собой решительно все. И революция связи также состоит не в изобретении связи как таковой, конечно же, а в том, что связь выходит на первый план и становится доминирующей силой формирования экономики.

Связь между людьми.
Связь между информацией, и теми, кто ее ищет.
Связь между предпринимателями
Связь между единомышленниками, позволяющая им объединяться в могущественные общественные силы.
Связь между машинами и механизмами, позволяющая создавать стоимость.

Когда происходит революция связей, стоимость создается не посредством увеличения продуктивности тех, кто производит продукт или предоставляет услугу. Стоимость создается посредством связывания продавцов с покупателями, производителей с потребителями и людей увлеченных – друг с другом.

Этот метауровень создания стоимости не до конца ясен тем, кто привык измерять ее продажами на квадратный метр или единицами в час. Хотя, на самом деле, связь ощутимо стимулирует продуктивность, эффективность и действенность.

В мире, опутанном связями, репутация стоит больше, чем баллы, набранные на выпускном тесте. Доступность информации означает, что сама по себе информация немногого стоит – а вот ее обработка действительно имеет значение. И более всего опутанный связями мир вознаграждает тех, кто печется о своей способности что-то изменить и повести за собою.

До появления глобальных связей информация была дефицитным ресурсом, а ее хранение – непростым делом. Обработка информации требовала изоляции людей друг от друга. После школы вы оказывались в одиночестве.

В полном связей мире дефицитность уступила место изобилию – изобилию информации, сетей, сообществ и взаимодействий.

23. Но мы все равно продолжаем изолировать учащихся вместо того, чтобы устанавливать между ними связи

Практически все виды школьных работ и мероприятий выполняются в одиночку. Домашние задания. Экзамены. Творческие работы. Уроки и лекции часто проводятся в переполненных аудиториях, но при этом преподаватель и учащиеся взаимодействуют преимущественно в одностороннем порядке.

Как эта фиксация на изоляции в процессе учебной деятельности будет сочетаться с тем, что на самом деле происходит во всех прочих сферах человеческой деятельности? Ведь ни один компетентный врач не скажет «Я не знаю, что делать, но сам что-то придумаю», как ни один ученый – исследователь, ни один сталевар или пилот не работают в полной изоляции от коллег.

Групповые проекты в школах скорее исключение, но они должны стать неотъемлемой частью повседневной образовательной практики. И поиск путей, позволяющих извлечь из групповой работы как можно больше пользы – начиная взаимодействием учеников в одной аудитории и заканчивая быстрой связью с каким-нибудь дизайнером за океаном – сейчас должен играть ключевую роль в том, как повысить сегодняшнюю продуктивность.

24. Если к образованию есть вопросы, то ответы надо искать у преподавателей

Идя по коридорам школы HVA, первое, что вы замечаете – шум. Точнее, его полное отсутствие.

Не поймите неправильно: там не такая тишина, как бывает в морге или библиотеке. Вы слышите голоса заинтересованных учеников и учителей, и это звуки занятости интересным делом, а не хаотичный шум. Хаотичный шум, с которым мы привыкли ассоциировать обычные городские школы, здесь отсутствует.

Когда посетители уходят отсюда с мыслью, что основательница сети Дебора Кенни обладает секретным знанием о том, как сделать шелковыми сотни десятилетних детей, они на 95 процентов не понимают принципов работы этой школы.

В первый день знакомства с учащимися она сообщает: «Мы строги к вам, потому что мы вас любим». И говорит правду. Большинство школ практикует строгое отношение, потому что это их работа, проявлять строгость, или потому что им так проще. Революционность подхода HVA заключается не в строгости. Она заключается в любви.

Дебора Кенни начала с того, что добилась от учеников уважения к процессу, причем к ученикам также проявляется уважительное отношение. К этому она добавила еще один невиданный момент: она позволяет учителям по-настоящему учить.

Таким образом, у нее получился не скоростной образовательный конвейер с минимальной стоимостью продукта, а образование вполне ручной работы. Учителя не готовят к тестам и контрольным. Они даже не следуют предварительно согласованному учебному плану. В HVA педагоги, которым не все равно, обучают детей, которым не все равно.

Все просто.

Не удивительно ли, что революция заключается именно в этом?

25. Что если говорить ученикам правду?

Прозрачность отношений действует на традиционную школу разрушающе. Если бы мы не скрывали, что некоторые учебные курсы на самом деле не нужны, что компетентность некоторых преподавателей сомнительна, что на самом деле право выбора и свобода слова существуют – разве привычная для нас модель школьного образования пережила бы это?

Что происходит, когда система школьного образования сталкивается с революцией связей?

В отличие от всех остальных институтов и сфер производства в рамках существующей экономической модели, образованию не хватает прозрачности. Учащимся, как и их родителям, откровенно лгут. В какой-то момент подростки понимают, что школьная жизнь по большей части всего лишь игра, но сама система этого категорически не признает. В погоне за властью, контролем и независимостью администраторы скрывают информацию от педагогов, и наоборот.

Поскольку школы были придуманы для того чтобы управлять школьниками и оставлять власть за государством, не удивительно, что отношения в этой системе полны недоверия.

Традиционная школа копирует даже внешние признаки организации и культуры, характерные для индустриальной экономики: учащиеся служат фундаментом пирамиды, далее следует прослойка преподавателей (действующих в качестве управляющих среднего звена), которые выполняют рекомендации и распоряжения вышестоящего начальства.

И точно так же, как это происходит в индустриальной организации, к ребятам из низов школьной пирамиды никто не прислушивается, с ними дурно обращаются и лгут им. Им не рассказывают о том, что непосредственно не касается их служебных обязанностей (то есть обязанности учиться), а результаты их работы должны удовлетворять критериям начальства. В этой системе существует четкое разделение на «мы» и «они».

Экономика связей разрушает иллюзию контроля. У учеников есть возможность узнать, какие колледжи действительно хороши, какие предметы бессмысленны, как люди в настоящем большом мире зарабатывают на жизнь. У них есть возможность провести внешнее исследование (даже в пятом классе) и понять, что преподаватель (или учебник, по которому им преподают предмет) транслирует полную чушь.

Если ученики смогут изучать предметы вне традиционной школьной системы, то как школа сможет этому воспрепятствовать? Если увлеченные учащиеся начнут организовывать политические движения, успешные компании и стоящие социальные проекты не под эгидой школы – как сохранить контроль над ними и как удержать их в узде?

Невозможно лгать и манипулировать, когда не имеешь власти.

 

 

 

 

Бесплатный хостинг uCoz