"Прекратите воровать мечты!"(ЗАЧЕМ НУЖНЫ ШКОЛЫ?)Автор книги Сет ГодинРазделы 16 - 20. 16. Среднее образование дорогого стоитК тому же, оно не особо справляется с тем, что нам от него нужно. Значительно удешевить его не получится, потому стоит подумать над тем, как все-таки его можно улучшить. Улучшить не с позиции того, что оно уже делает: улучшить с позиции обучения людей делать то, что дóлжно. Вам нужны компетентные сотрудники колл-центра? Школы отлично справляются с их производством, но обходится это ужасно дорого. Правда ли нам нужны еще более покладистые операторы, да еще и за такие деньги? Принимая во внимание суммы денег и количество времени, инвестируемые в среднее образование, я хотел бы поинтересоваться (и советовал бы поинтересоваться всем родителям, налогоплательщикам и учащимся): правильно ли это? Разве это лучший из способов формирования культуры и экономики, которые нам якобы нужны? Для чего нам школы? Если вы не задаете этого вопроса, то тратите время и деньги зря. Подсказка: обучение – это не что-то, что с вами делает кто-то другой. Это то, что вы сами выбираете. 17. Изобретаем школу зановоЕсли перед новой школой стоит задача производить нечто отличное от производимого в данный момент, и если новые технологии и связи могут изменить то, как школа предоставляет услуги по обучению, то пришло время этим изменениям вступить в силу. Вот дюжина моментов, отношение к которым школе стоит пересмотреть: Сейчас как никогда просто сделать школы открытыми, привнести туда новые технологии и изменить сам подход к преподаванию. Но если единственным, для чего мы будем использовать эти технологии, будет воспитание покладистости и стремления к потреблению, то иного и не получится. Школа может и должна делать больше, чем просто производить на свет новых фабричных рабочих. 18. Быстро, гибко и сосредоточенноОчевидно, что экономика поменялась. И наши ожидания от лучших наших сограждан – тоже. Не только с точки зрения того, чем мы занимаемся на рабочем месте, но и с точки зрения того, кто получил теперь возможность сделать вклад в нашу с вами культуру. В то же время, приобретение знаний навсегда изменилось благодаря интернету. Многие используют его для пустой траты времени на Facebook или YouTube, и потому принято забывать о том, что интернет ─ самое эффективное и могущественное средство распространения информации из всех когда-либо существовавших. Перемены, постигшие экономику, и распространение информации онлайн, вместе взятые представляют собою мощный катализатор глобальных перемен. Перемены эти настолько стремительны и всеобъемлющи, что промышленная система образования не в состоянии угнаться за ними. В результате получается так, что промышленно-образовательная система, которая на протяжении столетия обеспечивала нас рабочими, юристами, медсестрами и военными, на сегодняшний день утратила всякий смысл. И можно продолжать попытки реанимировать ее, а можно привести ее в соответствие с нашими потребностями. Не думаю, что рационально было бы считать, что «нам нужно то, что у нас уже было, только получше и подешевле». Так все равно не получится, и, как мне кажется, нам это не нужно. Нам необходимо, чтобы школа производила нечто совершенно отличное, и единственный способ добиться от нее этого – задавать новые вопросы и выставлять новые требования к каждому из элементов построенной нами системы образования. И всякий раз, когда в своих ответах на эти вопросы преподаватели, директора школ и члены педагогических советов будут делать отсылки к прошлому, им придется остановиться и попытаться дать новый ответ. Нам не нужны послушание и покладистость. Мы не будем требовать заучивания и зубрежки, потому что они нам не нужны. И ─ нет, мы не можем требовать от учащихся мириться с существующим положением вещей. И если школа будет предпринимать попытки сопротивления этим требованиям, мы не просто зря потратим средства, но и получим нечто обратное тому, чего хотим. Мечты – это то, в чем мы испытываем по- настоящему острый дефицит – как и в средствах и стремлении их осуществлять. Никаких уступок. Только революция. 19. Воплотить мечту сложно, а убить ее ─ легкоМечты мимолетны по своей природе. Они долго разгораются и, пока они не разгорелись, загасить их не представляет особой сложности ни для родителей, ни для преподавателей, ни для сверстников. Посеять и вырастить мечту гораздо сложнее. Зачастую мы крепко связаны со средой, в которой выросли, с тем, чем занимаются наши родители. Мы сильно зависим от того, какими оказываются близкие люди и как они влияют на нас. Попытки насытиться не особо вдохновляющими мечтами о скучной, но зато постоянной работе, редко оказываются успешными. Мечта о том, чтобы тебя выбрали – для участия в телепередаче, для игры в команде – и ждать, что удача улыбнется тебе, тоже не особенно вдохновляет. Мы попусту тратим свое время и время наших учеников, когда приучаем их мечтать о том, чтобы быть ведомыми – мы не помогаем им адаптироваться (и тем более, становиться лидерами), когда обстоятельства складываются не так, как им того хотелось бы. Мечты, которые нам нужны, это мечты об уверенности в себе. Мечты не о том, что есть, а о том, что могло бы быть. Тех детей, которые способны к обучению, нам нужно учить учиться: учить их подталкивать самих себя и быть достаточно щедрыми и честными, для того чтобы привлекать окружающий их мир к воплощению их мечты. Я считаю, что мы очень много делаем для искоренения способности мечтать, и при этом мечты, которые мы себе оставляем, недостаточно дерзки. 20. Жизнь в постинституциональном будущемНиалл Фергюссон в «Цивилизации» ─ одной из наиболее знаковых своих работ – рассуждает о становлении и закате Западной цивилизации и приходит к мысли, что доминирование Запада надо всем остальным миром на протяжении четырех веков было возможно благодаря шести институтам, которые со временем зародились и обрели влияние. То есть вовсе не благодаря великим людям, случайным природным явлениям или удачному географическому расположению, а именно благодаря долговечным и значительным институциональным преимуществам, которые и позволили нам расти, развиваться и процветать. Конкуренция, научный подход, право собственности, медицина, потребление и рынок труда зародились и со временем получили развитие именно на Западе. Результатом развития этой инфраструктуры стала функциональная синхронизация общественных институтов и продуктов их деятельности, что и сделало наш мир таким, каким мы его сегодня принимаем как должное. Индустриальная эпоха наиболее яркий пример. Как только промышленники взяли курс на повышение продуктивности и увеличение прибыли, работа миллионов людей стала координироваться, а богатства – создаваться и накапливаться. В следующем веке уже менее многочисленные долговечные институты (сейчас мы видим, как религиозные формации и основная промышленность отходят на второй план) будут заменяться индивидуально управляемыми микроорганизациями, движущей силой каждой из которых будет небольшая инновационная команда, способная менять окружающий мир в гораздо большей степени, нежели это было доступно ранее. Шесть основополагающих институтов теперь воспринимаются как нечто само собой разумеющееся: мы строим новую экономику и новый мир поверх них. Благодаря всемирной сети и революции связей человеческие существа больше не довольствуются исключительно похвалой за покладистость. Напротив, наш беспорядочный мир готов принять увлеченных людей, способных быть кузнецами своего собственного счастья. Это новая задача школ: не совать в руки карту тем, кто проявил готовность следовать намеченному маршруту, а прививать новому поколению лидерские качества и желание не останавливаться на достигнутом. |
|