"Прекратите воровать мечты!"

(ЗАЧЕМ НУЖНЫ ШКОЛЫ?)

Автор книги Сет Годин

Разделы 11 - 15.

11. Для эффективного управления школой усильте страх (и искорените влечение)

Промышленный охват, масштабность и измеримость структуры школы как института предполагают использование страха в качестве механизма поддержания порядка в среде обучаемых масс. Нет иного пути заставить сотни или даже тысячи детей соответствовать требованиям и усваивать такие большие объемы знаний координировано и в массовом порядке.

И по всему выходит, что на обратной стороне медали – искоренение влечения к учебе. В такой системе не остается места для тех, кто хочет обогнать остальных, или выбирать альтернативные занятия, или сосредотачиваться на чем-то одном. Давайте, пошевеливайтесь. Запишите то и это, завтра будет контрольная. В виде мультивариантного теста.

Нужно ли нам больше страха?

И – как следствие – меньше влечения?

12. Могут ли мировоззрение и отношение быть чем-то, чему можно обучить?

Мнение о том, что организация как таковая может обучать чему-то – относительно ново.

Традиционно считалось, что художники, писатели, ученые, певцы и мастера тонких ремесел сначала осознают свое призвание, затем находят учителя, затем обучаются своему ремеслу. Считалось, что это абсурд: взять человека с улицы, обучить его науке или вокалу, и обучать его настолько упорно, что в какой-то момент он почувствует тягу к этому занятию.

Теперь, когда у нас есть промышленное решение для предоставления образовательных услуг оптом, возникает обманчивое впечатление, что единственное, чему мы должны и можем обучить – это получить высокий балл при прохождении SAT.

Но так думать нельзя.

Людей можно обучить преданности, бесстрашию, прозрачности в любых отношениях, инициативности, планированию курса.

Людям можно привить желание всю жизнь учиться чему-то новому, самовыражаться и внедрять новшества.

И точно так же необходимо признавать, что мы способны отучить от бесстрашия, творчества и инициативности. Ведь именно этим мы занимались до сих пор.

Школа превратилась в масштабную промышленную систему, производящую значительное количество побочных продуктов, включая разрушение многих чувств и эмоций, которые мы хотели бы сделать основой культуры.

Пытаясь поэффективнее напичкать умы целого поколения детей таким огромным количеством поддающейся контролю информации, мы превращаем этих детей в покладистых и, в то же время, конкурентоспособных зомби.

13. Что появилось раньше, автомобили или заправки?

Издатель – или книжная лавка?

Культура подстраивается под способ ведения хозяйства, а не наоборот. Экономике требовался институт, который выпускал бы подходящие ей кадры, и потому мы создали его. Фабрики и заводы появились не вслед за школами – наоборот, школы появились, потому что появились фабрики.

Причина тому, что так много людей вырастает и пытается найти работу, заключается в том, что экономике нужны люди, которые вырастали бы и пытались бы найти работу.

Профессии и рабочие места были изобретены до того как были изобретены рабочие.

В пострабочей вселенной рабочие уже не особо нужны, но, тем не менее, школы продолжают сосредотачиваться на вчерашних потребностях.

14. Желания и мечты как проблема

Если б вас попросили загадать желание, то каким оно было бы? Если бы перед вами возник джинн и пообещал исполнить одно ваше желание – будет ли оно стоить его усилий?

Думаю, наши желания изменяются с возрастом и в зависимости от того, чему нас учат, с кем мы проводим время, чем занимаются наши родители.

Наша культура испытывает трудности с мечтами. Трудности эти во многом возникли из-за существующего режима обучения, и с каждым годом их становится все больше.

Мечтатели представляют для школ опасность: они могут проявлять нетерпение, нежелание всесторонне образовываться, и – что самое ужасное – неспособность подстроиться под существующую систему.

Еще один вопрос, который мне хотелось бы задать на заседании какого-нибудь педагогического совета: «Что вы предпринимаете, для того чтобы подпитывать мечты моего ребенка?».

15. «Когда вырасту, хочу быть помощником космонавта»

Одно из самых тщательных исследований среди старшеклассников было проведено некоторое время назад* Джейком Халперном. Распределения ответов на некоторые вопросы оказались пугающими. Скажем, участникам предложили выбрать из нескольких вариантов ответа на вопрос «Когда вы вырастете, кем вы, скорее всего, будете работать?». Варианты были следующие:
Гендиректор крупной компании, вроде General Motors
Боец спецназа ВМС
Сенатор
Президент крупного университета вроде Йеля или Гарварда
Личный секретарь популярного певца или киноактера

Среди молодых девушек получилось следующее распределение: 9,5 процентов выбрали первый вариант, «Гендиректор крупной компании»; 9,8 – боец спецназа ВМС; 13,6 – сенатор; 43,4 – личный секретарь популярного певца или киноактера.

Надо отметить, что эти девушки оказались вполне готовы так никогда и не стать знаменитыми – им было бы достаточно для счастья просто быть секретарем кого-то, кто живет такой яркой и насыщенной жизнью. Неужели мы не способны на большее?

Неужели мы создали шестнадцатилетний учебный цикл стоимостью в триллионы долларов и прогоняем по нему миллионы учащихся лишь для того, чтобы отобрать из них умнейших и талантливейших и пресечь на корню их мечты, порою так и не сформировавшиеся? Неужели все, что может выдать на-гора это массовое производство, – бесконечные легионы секретарей и секретарш?

По прошествии ста лет самое время прекратить искоренять мечты. Того требует ситуация – не только экономическая, но и культурная. Действовать необходимо прямо сейчас, и начинать необходимо с самих себя.

 

* - Результаты этого исследования были представлены в книге Джейка Халперна «Они торчат от знаменитостей» (Fame
Junkies: The Hidden Truths Behind America's Favorite Addiction), 2006 г.

 

Бесплатный хостинг uCoz