"Прекратите воровать мечты!"

(ЗАЧЕМ НУЖНЫ ШКОЛЫ?)

Автор книги Сет Годин

Разделы 6 - 10.

6. Другие потребности – другой результат

Если функция школы состоит в том, чтобы штамповать рабочих, на которых будет держаться экономика, то необходимо менять школу, поскольку теперь нам нужны другие рабочие.

Раньше нам нужны были одинаковые, покорные рабочие, которых все устраивало, и потребители, готовые тратить деньги.

Теперь все изменилось.

Менять школу не значит просто наточить карандаш, который мы уже держим в руке. Реформа школьного образования не может быть успешной, если сосредотачивать ее на простом улучшении того, что от нее требовалось ранее. Нам не нужно больше того, что школы производят, если они работают так, как их задумывали когда-то. Наша цель – изменить производимый школами продукт до того, как мы проинвестируем в них еще больше средств и времени, пытаясь повысить их эффективность.

Задача моего манифеста – собрать новый набор запросов и требований, который родители, налогоплательщики и сами дети могли бы озвучить перед теми, за кого они голосовали, перед общественным институтом, который мы выстроили и в который вложили деньги и время. Наша цель – изменить результат, которым мы получаем, когда отправляем сограждан в школы.

7. Массовое производство склонно производить массовый продукт

Это утверждение кажется банальным, но, в то же время, мы не перестаем удивляться тому факту, что школы ориентированы на производство серой массы. Даже когда гражданское общество и экономика; требуют разнообразия, индустрия под названием «среднее образование» занимается исключительно серийной штамповкой.

Массовая природа среднего образования была видна с самого начала – она лежит в основе средней школы, педагогических колледжей и общедоступности образования. Все эти представления о школе сформировались тогда же, когда закладывались основы массового производства и, как следствие, массового маркетинга.

Немного истории:
Государственные средние школы были чем-то совершенно новым, созданным сразу после Гражданской войны. Государственные – потому что посещать их могли все – и дети фермеров, и гончаров, и лавочников. Хорас Манн считается отцом-основателем этого общественного института, но борьба его за воплощение идеи среднего образования для всех была не такой уж тяжелой, как вы могли бы подумать: промышленники были на его стороне. Перед новорожденной индустриальной экономикой возникли две сложнейших задачи: найти достаточно подходящих рабочих и достаточно готовых тратить деньги потребителей.

Педагогические колледжи (ранее также носившие название «образцовые училища» или «нормальные школы») были задуманы, чтобы дать учителям теоретическую базу для работы в системе государственной средней школы и обеспечить однородность подхода к учащимся. И если вам это напоминает определение заводов, производящих оптовые партии взаимозаменяемых деталей или определение количественных и качественных метрик производства, то это вовсе не совпадение.

Конечно, мир изменился: им завладела культура, основанная на отношениях рынка, который умеет подстраивать массовое производство под определенные рамки, определять, что потребителю не нужно, и удовлетворять частные запросы вместо того чтобы давать всем одно и то же.

Уходить от массовости школьного производства не так-то просто. Но разве есть иная альтернатива? Если массовое производство и массовый рынок потихоньку отходят, то не удивительно, что школьное образование, заточенное под другую эпоху, сейчас переживает не лучшие времена?

Те, кто обеспокоен будущим школьного образования, располагает несколькими альтернативами; при этом понятно, что одна из них сулит перемены. Альтернатива эта такова: дробление классов, менее индустриализированное мировоззрение, каждое из более мелких подразделений выпускает свою особую разновидность граждан и лидеров. Вторая альтернатива – организация, рассматривающая масштабность как актив, но только такая организация, которая при этом ценит индивидуализацию, а не борется с нею.

Нынешнее устройство, в основе которого лежит стремление к дешевой одинаковости, соответствующей минимальным стандартам, убивает нашу экономику, нашу культуру и нас самих.

8. Действительно ли школа – гражданское предприятие?

Стремление Хораса Манна организовать среднее образование за государственный счет вращалось вокруг довольно простой идеи: мы построим лучшее общество, если наши ближние будут более образованными. Демократия была внове, и идея передать власть в руки необразованных масс оказалась достаточно пугающей для того чтобы убедить чиновников усадить народ на школьные скамьи.

Когда вокруг образованные люди, демократия только крепнет, что приносит пользу всему обществу. Джон Дьюи говорил об этом так:

«Демократия не будет процветать там, где содержание школьного преподавания определяется в основном утилитарными нуждами для народных масс и традицией университетского преподавания для специализированного, искусственно взращиваемого класса. Идея о том, что «основы» начального образования автоматически ограничиваются чтением, письмом и арифметикой, зиждется на невежественном отношении к основам, действительно являющимся жизненно важными для воплощения идеалов демократии в жизнь».

Легко видеть, как эта концепция проявила себя. В обществе, где ценится образование, больше врачей, ученых, образованных бизнесменов, увлеченных преподавателей. Конечно, образование обходится дорого, но жизнь в невежественном мире обходится гораздо дороже.

Долгое время имело место пересечение между образованием по профессии, которая приносила деньги своему носителю, и образованием, которое, как мы считаем, могло приносить прибыль. В обоих случаях было верно, что запоминание и заучивание больших объемов информации представляло важность. В мире, где доступ к различным знаниям всегда был ограниченным, способность запоминать то, чему тебя учили, без того чтобы освежать полученную информацию, было жизненно важным фактором.

Вопрос, который мне хотелось бы задать каждому директору и членам педагогических советов, звучит так: «Действительно ли ваша образовательная программа помогает укрепить общество?»

9. Наследие Хораса Манна

Манн фактически изобрел государственное среднее образование, когда отвечал за среднее образование в штате Массачусетс. Разве что такие школы он называл «общими», поскольку главной задачей было привлечь на скамьи всех, в том числе и простых людей, поднимая, таким образом, культурную планку. С самого начала:
Развитие личности учащегося было так же важно, как и чтение, письмо, арифметика. Внедрение ценностей вроде послушания власти, пунктуальность, посещаемость, организация времени относительно сигналов звонка помогали подготовить учеников к будущему трудоустройству.

Во время поездки в Пруссию Манн ознакомился с тамошней полувоенной системой образования и внедрил ее здесь: сначала расписал ее, а затем ввел ее на Северо-востоке США, откуда она распространилась со временем по всей стране.

Вторым его свершением было изобретение «нормальных школ».

Нормальные школы* были училищами, в которых старшеклассники (в основном, старшеклассницы) обучались общественным нормам и получали подготовку к работе в качестве школьных учителей, с тем, чтобы распространять и укреплять следование этим нормам в рамках системы государственного среднего образования.

Третьим достижением Манна, которое закрепилось в системе образования и которое я нахожу совершенно уместным, был запрет телесных наказаний. Он также оставил нам наставление, доказывающее благость его намерений – намерений человека, поставившего школьное образование на промышленные рельсы:
«Умереть с чистой совестью может лишь тот, кто добился за свою жизнь хоть какой-то победы в битве за гуманизм.»

К сожалению, эта часть его программы редко находит отражение в плотном расписании школьных уроков.

10. Фредерик Келли, или Ночной кошмар

В 1914 году один канзасский профессор изобрел тесты с поливариантными вопросами. Да-да, этому методу контроля знаний почти сто лет.

Ситуация требовала чрезвычайных мер: разворачивалась Первая мировая война, сотни тысяч иммигрантов нуждались в образовании, а заводы и фабрики – в огромном количестве новых рабочих. Государство сделало два года обучения в старшей школе обязательными для всех, и нам было необходимо быстро сортировать учащихся и отправлять их на соответствовавшие их квалификации рабочие места.

Сам профессор Келли говорил об этом так:
«Это тестирование мышления младшего порядка для младших порядков учащихся».

Несколько лет спустя, уже будучи Президентом Университета штата Айдахо, Келли отказался от этих слов, объяснив свое решение тем, что такое тестирование подходит лишь для контроля над усвоением ограниченной части тех знаний, которые на самом деле передавались детям, и потому такое тестирование должно уйти из постоянной практики. Промышленники от массового образования вознегодовали, и Келли был уволен с должности.

Школьный оценочный тест SAT** – единственный широко применяемый инструмент фильтрации учащихся и измерения усвоенных знаний – основан (практически полностью) на тестировании мышления младшего порядка, разработанном Келли.

До.Сих. Пор.

Причина проста: не то чтобы это тестирование работало, но оно просто и удобно, когда речь идет о массовой обработке учащихся и выпускников школ.

 

* - В российской традиции такие училища назывались образцовыми.

** - Существует две расшифровки этой аббревиатуры: «Scholastic Aptitude Test» и «Scholastic Assessment Test» ─ которая
означает стандартизованный тест для приема в высшие учебные заведения в США.

Бесплатный хостинг uCoz